X
Ваша заявка принята!
X
Ваша заявка принята!

+7 (925) 585-72-33 (Russia)

+375 (29) 253-07-79 (Belarus)

Обратный звонок

8 (800) 550-72-33

+7 (925) 585-72-33 (Russia)

+375 (29) 253-07-79 (Belarus)

soundslife.ru

Обратный звонок

Конкурс пианистов: 8 ключевых составляющих успеха

 

С какого возраста юные пианисты могут выходить на конкурсную сцену? На этот вопрос нет однозначного ответа. Потому что каждый ребенок уникален, а обстоятельства конкретны и различны. Например, маленький Моцарт начал учиться играть на клавесине в 3 года, а сочинять пьесы – в 5-ти летнем возрасте. Шопен опубликовал свое первое произведение «Полонез», когда ему было всего 7 лет, а через год прославился как исполнитель-виртуоз. Евгений Киссин, Даниэль Баренбойм и Марта Аргерих впечатляли зрителей на концертах с 10-ти летнего возраста. А «звезда»  XV Международного конкурса имени Чайковского – французский пианист Люк Дебарг, только в 11 лет начал заниматься музыкой. Стать профессионалом он решил лишь в канун своего 20-тилетия.

 

Непреложно одно: участие пианиста в музыкальных конкурсах – данность его музыкальной профессиональной деятельности, важное условие для роста исполнительского мастерства, приобретения известности. Конкурсные состязания помогают точнее выявлять:

 

  • музыкальные и творческие таланты исполнителей;
  • динамику их развития;
  • работоспособность;
  • интерес к исполнительству в целом.

 

В не меньшей степени они способствуют выработке и укреплению:

 

  • исполнительского имиджа и характера;
  • сценического самообладания и выдержки;
  • эмоциональной отзывчивости;
  • артистизма.

 

Успешное выступление музыканта на конкурсе: что нужно знать

 

Основными требованиями для успешной демонстрации исполнительского мастерства пианиста на конкурсе любого уровня являются техническая подкованность, музыкальная интерпретация и хорошая психологическая подготовка к выступлению. Когда все эти элементы суммируются в качественной проработке, можно рассчитывать на успех. Исполнительское мастерство обычно оценивается по таким критериям:

 

  • сложность произведения и техника его исполнения (темп, звуковая ровность связующих и фразированных лиг, метроритм, соответствие тексту и художественной целостности произведения);
  • музыкальность (трактовка, чувство стиля, передача глубины и яркости произведения);
  • артистизм;
  • сценическая культура.

 

Однажды Денису Мацуеву – всемирно известному русскому пианисту, участнику международных фестивалей и конкурсов задали вопрос: «Есть ли формула успеха? Сколько нужно заниматься музыканту, чтобы добиться результатов?».  Он ответил: «Я знаю, что многие педагоги усаживают своих учеников за инструмент на 5-6 часов, совершенно забывая при этом, что важно не количество времени, проведенного за практикой, а ее качество. Достижение каких-то результатов приходит не после какого-то часового порога, когда двенадцатилетние детишки и пианисты постарше говорят: «Я играю по 10 часов». Вовсе нет, это просто жизненный этап, новый открывшийся горизонт, который рано или поздно придет к целеустремленному человеку, живущему своей музыкальной мечтой Череда успехов и поражений ваш жизненный путь, который нужно пройти, чтобы добиться успеха. Обязательно работайте над своим талантом, берегите его, и тогда все ваши творческие планы обязательно реализуются». 

Главное в исполнительском искусстве – ДОНЕСТИ СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКИ до слушателя, остальное лишь средства для достижения этой высокохудожественной цели. Каждое исполнение одной и той же пьесы отличается от предыдущего, как всякий восход солнца отличается от того, который ему предшествовал. Каждый музыкант уникален. И на самом деле он побеждает даже до того, как закончит свое выступление. Потому что реальный победитель не тот, кто исполняет самую виртуозную музыку, а тот, кто ее любит, наслаждается ею во время игры, связывая слушателей аудитории душевными нитями с автором музыкального творения – композитором.

 

8 ключевых моментов подготовки пианиста к конкурсу

 

1. Правильно поставить цель. Отметьте в своем творческом календаре ближайшие конкурсы и фестивали, выберите тот, который для вас предпочтительнее по конкурентности, и начните подготовку. Не ставьте цель непременно добиться главного приза, высшего рейтинга. Интересуясь только этими «вещами», вы можете потерять из виду реальную цель, которая заключается в том, чтобы улучшить свою игру. Иногда конкурсантов обескураживает то, что выступление, по их мнению, жюри недооценило. Помните, любой конкурс – это только одна ступенька в лестнице устойчивого роста. Долгосрочный прогресс не ограничивается никакими рамками.

 

2. Уделять внимание всем аспектам музыкальности. Иногда музыканты не изучают ничего нового в период подготовки к конкурсу, сосредоточиваясь только на технике исполнения произведений, которые будут демонстрировать. Уделяя слишком большое внимание событию, которое длится несколько минут, они рискуют показать себя односторонне.

 

3. Минимизировать эмоциональное напряжение. Практически все конкурсанты испытывают волнение перед выходом на сцену. Это одна из проблем, которую обязательно нужно учитывать и решать при подготовке к конкурсу. Юные музыканты меньше, чем старшие исполнители, подвержены конкурсной «лихорадке». У музыкантов категории «профи» выше ответственность, взыскательность к себе. Основной причиной волнения конкурсанта являются, как правило, его мысли о том, что он недостаточно хорошо подготовился к конкурсным прослушиваниям. И сила давления таких мыслей, говоря словами Римского-Корсакова, «обратно пропорциональна уровню подготовки». Поэтому конкурсант вместе со своим педагогом должен быть уверен в том, что полностью готов к выступлению. Чтобы предотвратить «затмения» на сцене, включите в свою подготовительную работу такие упражнения:

 

  • игру наизусть разных частей партитуры сочинения;
  • игру мысленную (без инструмента), представляя нотный текст во всех его деталях;
  • игру в медленном темпе с полнейшим контролем каждого извлекаемого звука;
  • игру с подключением мышечной памяти пальцев.

 

4. Имитация конкурсной обстановки и генеральная репетиция. В процессе тренировок и репетиций полезно имитировать игру перед воображаемым жюри и публикой. Помимо того, что такие упражнения заметно снижают волнение, они позволяют выявлять те «рыхлые» места в подготовке выступления, над которыми стоит поработать дополнительно. Очень важно опробовать инструмент, правильно спланировать и провести генеральную репетицию. Она потребует от пианиста собранности, а также всей его физической и эмоциональной могучести. Поэтому желательно провести её заблаговременно, за сутки или двое до конкурса, чтобы можно было отдохнуть и восстановиться.

 

5. Правильный выбор произведения для конкурсного исполнения. Это имеет важнейшее значение. Предпочтение нужно отдавать тем сочинениям, которые наилучшим образом раскрывают индивидуальность пианиста, показывают сильные его стороны, соответствуют техническим, возрастным и эмоциональным «реалиям». Произведение должно нравиться музыканту своим содержанием, тогда, как правило, выучить и запомнить его значительно легче.

 

6. Правильное поведение в дни перед конкурсом. Не стоит изменять привычный распорядок дня и репетировать больше обычного. Необходимы прогулки, хороший сон, питание. В день выступления рекомендуется:

 

  • разыгрывание гамм;
  • игра частей конкурсного произведения в среднем темпе – быстрый может усилить волнение;
  • целостное воспроизведение стоит отложить до самого выступления;
  • перед тем как выйти на сцену, полезно сделать несложные упражнения для рук и корпуса, глубоко подышать.

 

Эти размеренные действия снимут напряжение мышц рук и тела, умерят волнение.

 

7. Правильное реагирование на ошибки. Если произошел какой-либо сбой при исполнении произведения, нельзя мимикой или жестом акцентировать на этом внимание зрителей, пытаться исправить, повторить фрагмент. Нужно продолжить игру, будто ничего не случилось. Передача целостности произведения важнее. И когда оно исполняется с душой, случайные ошибки если и заметят, то простят. Например, Рубинштейн концертировал до 89 лет, и в его игре случались «шероховатости». Но художественная сила воздействия музыкальности и техники выдающегося пианиста на слушателей от этого не уменьшалась. Помните, определенная доза волнения – это ваш друг, а не враг. Опытный исполнитель понимает, что яркие выступления всегда имеют искру, повышенную остроту, экспрессию из-за нервного напряжения. Да, спокойная игра практически безошибочна, но, чаще всего, скучна.

 

8. Внешний вид. Удостоверьтесь, что сценический костюм не тесен, не слишком вызывающий, обувь достаточно удобна, чтобы обеспечивать легкое педалирование. Приветственная улыбка для членов жюри не повредит. Они ведь тоже были когда-то конкурсантами и прошли через все, что вы сейчас проходите! Их расположение к вам искреннее, хотя оценки могут быть субъективными. Примите мнение судей достойно, в любом случае оно будет для вас полезным.

 

Международный форум классической музыки 

 

С 7-го по 9-е декабря 2017 в г. Ульяновск (Россия) пройдет Международный форум классической музыки.

К участию приглашаются хоровые, вокальные, инструментальные коллективы, отдельные вокалисты и музыканты.

Успейте подать заявку до 25 ноября! 

 

7-11 марта 2018 г. аналогичный Форум классической музыки пройдет также в Москве.

Заявку на участие можно подавать уже сейчас! Прием заявок продлится до 18 февраля.

 

Следите за новостями! И ждем вас на Международных форумах классической музыки!